Версия для слабовидящих

 

                                       Джакомо Пуччини                              12+
ФЛОРИЯ ТОСКА
опера в 3-х действиях   
Либретто Л. Иллики и Дж. Джакозы 
по драме В. Сарду 
«Тоска»

Режиссер-постановщик
лауреат Государственной премии СССР
заслуженный деятель искусств России

Николай ЛАКТИОНОВ (Москва)

Художник-постановщик
заслуженный деятель искусств России
 Виктор ВОЛЬСКИЙ (Москва)

Ассистент художника-постановщика
заслуженный работник культуры Чувашии

Надежда ВАСИЛЬЕВА

Художник по костюмам
заслуженный деятель искусств России
 Рафаил ВОЛЬСКИЙ (Москва)

Хормейстер-постановщик  
народный артист Чувашии
Анатолий ФИШЕР

Дирижер-постановщик
Сергей ВАНТЕЕВ

         Политический заключенный Чезаре Анджелотти, бежавший из тюрьмы скрывается в капелле своей сестры, маркизы Аттаванти. Появляется Ризничий, который возмущен сходством Марии Магдалины, изображенной на картине, с незнакомкой, молившейся недавно в церкви. Художник Марио Каварадосси сравнивает картину с портретом своей возлюбленной, певицы Флории Тоски. Когда Ризничий уходит, из капеллы появляется  Анджелотти. Каварадосси отдает беглецу корзину с едой и снова прячет его: в церковь пришла Тоска. Донесшийся до нее шепот вызывает ревнивые подозрения, но Каварадосси  успокаивает возлюбленную. Вечером после спектакля, в котором выступает Тоска, они встретятся в уединенном домике. Тоска собирается уходить, когда внезапно узнает в образе Марии  Магдалины маркизу Аттаванти. Ее ревность вспыхивает с новой силой, но любовь Каварадосси побеждает, и Тоска успокаивается.
                Анджелотти сообщает, что вечером, переодевшись в женское платье, он скроется. А Каварадосси предлагает ему убежище на своей вилле в потайной нише колодца. Раздается пушечный выстрел, возвещающий о побеге узника из крепости. Анджелотти и Каварадосси уходят вместе. Церковь наполняется народом: в честь победы над Наполеоном готовится торжественный молебен. В разгар всеобщего ликования в церкви появляются начальник полиции барон Скарпиа и сыщики. Они обнаруживают в капелле Аттаванти корзину из-под еды и веер с гербом маркизы, а рядом - ее портрет в облике Марии Магдалины!
             В церковь приходит огорченная Тоска: из-за торжественного приема по случаю победы вечернее свидание придется отложить! Скарпиа очень любезен, и, как бы между делом, он показывает певице веер, забытый Анджелотти. Снова прилив ревности, и Тоска, чтобы удостовериться в измене, направляется   на виллу любовника. Вслед за ней Скарпиа посылает жандармов. Он  предвкушает двойную победу: одну – над Каварадосси и  Анджелотти, другую над Тоской, к которой он давно пылает страстью.                                                     В ожидании известий от Сполетты, посланного арестовать Анджелотти, Скарпиа ужинает. Барон посылает записку Тоске – после концерта он будет ждать ее у себя. Является с докладом Сполетта: Анджелотти не обнаружен, но арестован  Каварадосси, который наверняка знает, где прячется беглец. В момент допроса Каварадосси входит Тоска. Каварадосси уводят в соседнюю комнату на пытку, и его стоны заставляют Тоску открыть убежище Анджелотти. Марио проклинает ее.
        Встревоженный Шарроне сообщает, что при Маренго победил Наполеон. Каварадосси с вызовом обращается к Скарпиа, прославляя свободу и республику. Скарпиа насмехается над ним – все равно политического преступника казнят. Каварадосси уводят.
         Отчаявшаяся Тоска готова выкупить жизнь своего возлюбленного. Скарпиа  отвергает деньги: прекрасная женщина должна отдаться ему, тогда Марио будет спасен. Тоска в гневе и смятении, но вид  построенного эшафота и  холодный приказ о немедленной казни  заставляют ее уступить. Скарпиа обещает, что Каварадосси расстреляют  только для вида, холостыми патронами. Тоска требует также пропуск, чтобы вместе с Марио покинуть Рим. Но в момент, когда барон приближается к ней, Тоска наносит ему удар ножом. Когда Скарпиа умирает, она берет из его рук  пропуск и  удаляется.
        Светает. В ожидании казни Каварадосси пишет прощальное письмо Тоске.  Неожиданно появляется она сама с вестью: Скарпиа отпускает их. Тоска  рассказывает и о домогательствах барона, и о его убийстве. Но все уже позади, осталась одна комедия –  расстрел холостыми патронами, а  потом их ждет свобода. Наступает время казни. Марио падает под выстрелами. Тоска в  восхищении –  как естественно он держится! Но когда она хочет помочь ему встать, кровь на теле Каварадосси открывает ей страшную правду. Слышатся голоса: убийство Скарпиа обнаружено, и полицейские спешат арестовать Тоску.  Она поднимается на парапет и бросается вниз.
                                   

                                         Премьера спектакля состоялась 7 декабря 2005 года

ФОТО