Версия для слабовидящих

 

                                       Джакомо Пуччини                              12+
ФЛОРИЯ ТОСКА
опера в 3-х действиях   
Либретто Л. Иллики и Дж. Джакозы 
по драме В. Сарду 
«Тоска»

Режиссер-постановщик
лауреат Государственной премии СССР
заслуженный деятель искусств России

Николай ЛАКТИОНОВ (Москва)

Художник-постановщик
заслуженный деятель искусств России
 Виктор ВОЛЬСКИЙ (Москва)

Ассистент художника-постановщика
заслуженный работник культуры Чувашии

Надежда ВАСИЛЬЕВА

Художник по костюмам
заслуженный деятель искусств России
 Рафаил ВОЛЬСКИЙ (Москва)

Хормейстер-постановщик  
народный артист Чувашии
Анатолий ФИШЕР

Дирижер-постановщик
Сергей ВАНТЕЕВ

         Политический заключенный Чезаре Анджелотти, бежавший из тюрьмы скрывается в капелле своей сестры, маркизы Аттаванти. Появляется Ризничий, который возмущен сходством Марии Магдалины, изображенной на картине, с незнакомкой, молившейся недавно в церкви. Художник Марио Каварадосси сравнивает картину с портретом своей возлюбленной, певицы Флории Тоски. Когда Ризничий уходит, из капеллы появляется  Анджелотти. Каварадосси отдает беглецу корзину с едой и снова прячет его: в церковь пришла Тоска. Донесшийся до нее шепот вызывает ревнивые подозрения, но Каварадосси  успокаивает возлюбленную. Вечером после спектакля, в котором выступает Тоска, они встретятся в уединенном домике. Тоска собирается уходить, когда внезапно узнает в образе Марии  Магдалины маркизу Аттаванти. Ее ревность вспыхивает с новой силой, но любовь Каварадосси побеждает, и Тоска успокаивается.
                Анджелотти сообщает, что вечером, переодевшись в женское платье, он скроется. А Каварадосси предлагает ему убежище на своей вилле в потайной нише колодца. Раздается пушечный выстрел, возвещающий о побеге узника из крепости. Анджелотти и Каварадосси уходят вместе. Церковь наполняется народом: в честь победы над Наполеоном готовится торжественный молебен. В разгар всеобщего ликования в церкви появляются начальник полиции барон Скарпиа и сыщики. Они обнаруживают в капелле Аттаванти корзину из-под еды и веер с гербом маркизы, а рядом - ее портрет в облике Марии Магдалины!
             В церковь приходит огорченная Тоска: из-за торжественного приема по случаю победы вечернее свидание придется отложить! Скарпиа очень любезен, и, как бы между делом, он показывает певице веер, забытый Анджелотти. Снова прилив ревности, и Тоска, чтобы удостовериться в измене, направляется   на виллу любовника. Вслед за ней Скарпиа посылает жандармов. Он  предвкушает двойную победу: одну – над Каварадосси и  Анджелотти, другую над Тоской, к которой он давно пылает страстью.                                                     В ожидании известий от Сполетты, посланного арестовать Анджелотти, Скарпиа ужинает. Барон посылает записку Тоске – после концерта он будет ждать ее у себя. Является с докладом Сполетта: Анджелотти не обнаружен, но арестован  Каварадосси, который наверняка знает, где прячется беглец. В момент допроса Каварадосси входит Тоска. Каварадосси уводят в соседнюю комнату на пытку, и его стоны заставляют Тоску открыть убежище Анджелотти. Марио проклинает ее.
        Встревоженный Шарроне сообщает, что при Маренго победил Наполеон. Каварадосси с вызовом обращается к Скарпиа, прославляя свободу и республику. Скарпиа насмехается над ним – все равно политического преступника казнят. Каварадосси уводят.
         Отчаявшаяся Тоска готова выкупить жизнь своего возлюбленного. Скарпиа  отвергает деньги: прекрасная женщина должна отдаться ему, тогда Марио будет спасен. Тоска в гневе и смятении, но вид  построенного эшафота и  холодный приказ о немедленной казни  заставляют ее уступить. Скарпиа обещает, что Каварадосси расстреляют  только для вида, холостыми патронами. Тоска требует также пропуск, чтобы вместе с Марио покинуть Рим. Но в момент, когда барон приближается к ней, Тоска наносит ему удар ножом. Когда Скарпиа умирает, она берет из его рук  пропуск и  удаляется.
        Светает. В ожидании казни Каварадосси пишет прощальное письмо Тоске.  Неожиданно появляется она сама с вестью: Скарпиа отпускает их. Тоска  рассказывает и о домогательствах барона, и о его убийстве. Но все уже позади, осталась одна комедия –  расстрел холостыми патронами, а  потом их ждет свобода. Наступает время казни. Марио падает под выстрелами. Тоска в  восхищении –  как естественно он держится! Но когда она хочет помочь ему встать, кровь на теле Каварадосси открывает ей страшную правду. Слышатся голоса: убийство Скарпиа обнаружено, и полицейские спешат арестовать Тоску.  Она поднимается на парапет и бросается вниз.
                                   

                                         Премьера спектакля состоялась 7 декабря 2005 года

         Флория Тоска            Флория Тоска

         Флория Тоска            Флория Тоска

         Флория Тоска            Флория Тоска 

         Флория Тоска            Флория Тоска

         Флория Тоска            Флория Тоска

         Флория Тоска            Флория Тоска

         Флория Тоска         Флория Тоска            Флория Тоска         Флория Тоска